Достопримечательности

Церковь Похвалы Богородице

Церковь Похвалы Богородице была построена  в 1735 году усердием господ Строгановых, как соборная, каковой и оставалась до перенесения собора в с. Новое Усолье в 1752 году. Первые сведения о перенесении Церкви Похвалы-Богородицы на новое место относятся еще к 1706 году, так как старую церковь основательно подмывало водой. Каменная, одноэтажная одноглавая, двупредельная с четырехъярусной колокольней, увенчанная куполом с фонарем и высоким шпилем. Первоначально церковь состояла из основного объема — четверик с сильно вытянутым по оси запад-восток восьмериком с куполом и световым фонарем, трапезной и притвором. В 1810-1820гг. над притвором сооружена колокольня, в объемах повторяющая композицию летнего храма. Алтарная аспида летнего храма Повалы-Богородицы пятигранная. Полуциркульная аспида зимнего предела Александра Невского (трапезная) выходит в помещение основного объема внутри храма. Здание церкви уникально. Древнейшая часть его представляет типичный образец московской церкви XVIII в. Это единственный для Прикамья пример. Колокольня же в отличие от барочной архитектуры храма – образец уральского рационального классицизма. Несмотря на это разновременные объемы удивительно хорошо сгармонированы.Углы восьмерика основного объема акцентированы трехчетвертными колоннами, восьмерика колокольни — лопатками. На фасадах храма, несмотря на следование традициям русского барокко видны следы зарождающегося классицизма — членение пилястрами, применение триглифов.В начале ХХ века к притвору с северной, южной и западной стороны пристроены небольшие помещения сторожки, кристильни и входного тамбура, отчего в плане церкви появились элементы креста. Достаточно хорошо сохранилось внутренне убранство церкви: замечательный резной деревянный золоченый иконостас (по преданию, перенесенный из старого деревянного собора Орла-городка.) Существующие врезки иконостаса в коренную кладку храма служат подтверждением этому. Выполнен в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Наличие в интерьере храма и в иконостасе икон письма царского изографа Ивана Максимова также подтверждает московское происхождение иконостаса. Автор рукописной книги «Сатир» конца 17 века Потап Прокофьев, говорил о благоприятных условиях, в которые он был поставлен Г.Д. Строгановым при своей работе, как проповедник при церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке: «И богати о довольстви, и украси о благолепствующими красотами, книг же и рез дарева со изобильством, звоном же и сосудами ударствим б». После закрытия церкви в феврале 1941 года 42 иконы 17-18 века были переданы в Молотовскую (ныне Пермскую) художественную галерею, 59 икон и другая церковная утварь – в Усольский краеведческий музей. В 1946 году значительная часть их была возвращена вновь открытому в 40-е же годы храму. В Пермской Государственной художественной галерее хранится немало подписных икон из этой церкви, принадлежащих кисти Строгановских мастеров Истомы и Никифора Савиных, Семена Бороздина, Семена Хромого, а также царевым жалованным мастером Оружейной палаты Иваном Максимовым. Образа: «Св. Николай Чудотворец», «Св. Параскева Пятница», «Св. Модест», «Святители московские Петр, Алексей, Иона и Филипп», «Св. Св. Прокопий и Иоанн Устюжские Чудотворцы», «Св. Александр Невский», иконы праздничного ряда, два резных деревянных «Распятия», а так же «Спас Полунощный» — художественные памятники 17-19 веков хранятся ныне в Березниковском краеведческом музее И.Ф. Коновалова. В убранстве храма, а так же в нижнем и праздничном рядах иконостаса расположены иконы , перенесенные из закрытых церквей Дедюхина и Ленвы.

Храм расположен на живописном берегу реки Камы, обънесен железной кованной ажурной оградой на каменном цоколе и столбах.

Памятник архитектуры Российской Федерации.

Источник: http://orel.cerkov.ru/