Новости

Строгановский образ!

Строгановский образ!

«Строгановский образ» - так называется выставка, открывшаяся в первый день весны в музее «Палаты Строгановых». 

Выставка – результат сотрудничества двух институций, последовательно занимающихся вопросами изучения и сохранения историко-культурного наследия династии Строгановых: музея «Палаты Строгановых» и 
Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств. 

В истории русского зодчества искусствоведы выделяют особый архитектурный стиль храмов – «строгановское барокко» или «строгановское московское барокко». Таких храмов всего шесть, построены они в конце XVII - начале XVIII веков, все они пятиглавые, а их стены украшены затейливым каменным узором. Один из этих храмов – прекрасный образец «строгановского стиля» – Спасо-Преображенский собор находится в городе Усолье. 

К стилю «строгановкое барокко» относится и храм в небольшом городе Устюжна Вологодской области. Существует предание, что находясь по торговым делам в Устюжне, Григорий Строганов тяжело заболел и, находясь при смерти, обратился с молитвой к иконе Богоматери Казанской, прося ее о помощи. Вскоре больной выздоровел и дал обет: построить каменную церковь в честь чудотворной иконы. Через несколько лет, в 1694 году в Устюжне появился новый храм в честь Казанского образа Божией Матери. 

Летом 2016 года в Устюжну на практику приехали студенты Санкт-Петербургского института им.Репина. Студенты архитектурно отделения обследовали и сделали обмеры зданий Казанского храма и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Одновременно с ними работали и студенты отделения церковно-исторической живописи, они занимались копированием фресок притвора Казанского собора. Их работы и стали основой выставки «Строгановский образ», открывшейся в «Палатах Строгановых». 
Особый интерес представляют фрески, на которых, как считается, изображен сам Григорий Строганов, сначала в образе молодого человека, а второе изображение показывает уже пожилого мужчину в богатых дорогих одеждах. 
Выставка дает возможность познакомиться с ярославской школой иконописи, зародившейся еще в XIII веке. Известно, что Казанскую церковь, построенную в 1756-1757 годах, расписывали Афанасий и Иван Шустовы, которые возглавляли артель иконописцев. Мастера сохранили традиционный для ярославской школы колорит: на фресках преобладают коричневый, темно-зеленый и синий цвет. И вместе с тем, в изображениях видно развитие древнерусской традиции, осваивающейся в новом времени. 

Фрески Казанской церкви в Устюжне относятся к важнейшим памятникам культуры Русского Севера, так же как и здание самой церкви, которое сегодня находится в далеко не лучшем состоянии. Работа студентов по фиксированию фресок и обмерам здания – это еще и вклад в дело сохранения и реставрации историко-культурного наследия Строгановых.