ПУБЛИКАЦИИ

Уникальная коллекция свадебных нарядов представлена в Доме Брагина!

Уникальная коллекция свадебных нарядов представлена в Доме Брагина!

Сегодня девушка, получив предложение руки и сердца, торопится сменить статус  на своей странице ВКонтакте. А живи она лет 120 назад в селе на севере нашего края, то хлопот было бы больше: пришлось бы пришить к налобной повязке много длинных разноцветных лент. А потом ходить по улице в этих развевающихся на ветру атласных полосках, чтобы каждый встречный сразу видел – идет просватанная невеста.

Выставка «Невеста», открывшаяся в Усолье в «Доме Брагина» представляет 15 традиционных  народных свадебных костюмов XIX-начала XX веков. Это только часть большой частной коллекции, которую больше 20-ти лет своими руками создает Ольга Шейерман, преподавательница колледжа города Березники, народный мастер Пермского края. В основном это костюмы жительниц севера России, основой одежды которых был сарафан. Особе внимание, конечно, привлекают костюмы Пермского края, среди которых есть и одежда старообрядцев.

На выставке «Невеста» белое платье всего одно. Остальная свадебная одежда представляет костюмы девушек брачного возраста и одежду, соответствующую отдельным этапам свадебного цикла: «довенчальную», которую носили до венчания в церкви, «венчальную» и «новобрачную», которую одевали после обряда венчания. Под каждым экспонатом выставки этикетки с очень точным указанием: где и когда такой костюм был в ходу. Например, «Костюм невесты в день венчания. Юрлинская волость Чердынского уезда Пермской губернии, начало XX века»

Дело в том, что все представленные костюмы – исторически точная реконструкция настоящих, большинство их них выполнено из подлинных старинных тканей. Их Ольга Шейерман привозит из экспедиций по северу Прикамья. Увидев ее работу и искренний интерес к изучению народного костюма, пожилые жительницы сел достают из сундуков оставшиеся от бабушек отрезы пестряди и ситцевой набойки. Бывает, что дарят подлинные вышивки и прошвы, или их сохранившиеся фрагменты. Это становится основой для новых вещей в коллекции. Все остальное Ольга Ивановна зарисовывает, записывает, фотографирует. Такой же исследовательской работой занимается она и в музеях.

Главный принцип ее народных костюмов –историческая точность, использование технологий, максимально приближенных к старинным. И здесь идет постоянный поиск людей, владеющих нужными рукодельными навыками, которыми когда-то владела каждая женщина. Так головной убор невесты Юрлинской волости представлял из себя девичью повязку, вышитую в технике «сажение по бели», расшитую жемчугом, стразами и канителью – тонкой металлической проволокой , свитой в спираль. На повязку прикреплялись бумажные цветочки и маленькие цветочные бутоны из воска. Эти восковые бутоны-капельки, при ходьбе колыхались, создавая иллюзию настоящих капель – невеста словно оплакивала свою беззаботную молодость.  Как рассказывает Ольга Шейерман, она очень долго искала того, кто умеет делать восковые бутоны, и все-таки нашла такую мастерицу в Березниках.

В первые годы своего увлечения, всю работу по созданию костюма, Ольга Шейерман выполняла сама. Сегодня у нее есть круг добровольных помощниц-рукодельниц, которые могут выполнять довольно сложные работы, такие как золотное шитье, шитье жемчугом. Большинство костюмов в коллекции Ольги Шейерман – женские. Традиционно, мужчины одевались очень просто и почти одинаково на всем пространстве , заселенном русским населением. А вот русский женский костюм, особенно праздничный, являлся целым комплексом элементов одежды, аксессуаров, украшений.

Сегодня, глядя на женщину, мы в большинстве случаев можем сделать  приблизительный вывод лишь о величине ее доходов. Однако еще каких-нибудь 150 лет назад одежда несла полную информацию о возрасте, семейном положении, социальной принадлежности и месте проживания. Всем этим параметрам соответствовали определенные цвета, узоры и их расположение, набор аксессуаров и крой одежды. Так ленты в русской народной традиции являются устойчивым символом девичества, а женщина, утратившая с возрастом детородную функцию, вновь начинала носить девичью рубаху.

Старинные узоры тканых и вышитых вещей, цветы и яркие ленты, необычные украшения – сегодня эта, уже экзотическая красота, всегда становится визуальным центром любой выставки или научного симпозиума. Специалисты ценят коллекцию за этнографическую и историческую точность, за большое количество представленных комплексов одежды. От приглашений нет отбоя,  костюмы из коллекции Ольги Шейерман чаще можно увидеть в Москве и Санкт-Петеребурге, чем в Перми.  Вот и в Усолье вещи из коллекции демонстрируются в первый раз, при том, что с этим старинным краем связана вся ее жизнь. Дед Ольги Ивановны работал на соляных промыслах, сама она всю жизнь живет в Березниках. Но пришло время показать красоту своим землякам: выставка «Невеста» будет работать в «Доме Брагина» два месяца, а ближе к лету Ольга Шейерман представит еще одну экспозицию –  народного костюма жителей старинного Усолья.